«На всякий случай - свой обычай. Семейная обрядность народов Карелии сер.XIX – нач. XX в.»

Выставка повествует о традициях и обрядах населения Карелии середины 19 – начала 20вв. Здесь можно увидеть уникальные предметы и фотографии из фондов музея. Издавна люди стремились к сохранению традиций, столетиями складывались определенные ритуалы, сопровождающие человека на протяжении всей жизни.

Понятие «дом» приравнивалось к понятию «семья». Он служил защитой, демонстрировал гармоничное отношение с природой и материалом, из которого был сделан. Обычно дом строили из сосны и ориентировали по сторонам света. «Красная» сторона избы с окнами ориентировалась на юг или юго-восток. Входы и выходы, отдушники над светцами, где горит лучина, окна («глаза дома») – все эти части дома служили выходами в другие миры. Через них карелы общались с умершими родственниками, у которых просили покровительства и помощи.

Пространство крестьянского дома обозначало отношение к миру, каждая деталь и обстановка дома имели скрытый смысл, защитную функцию. Противоположная от входа стена называлась почетной, правая – мужская, тоже почетная. Левая половина – «нечистая», обычно относилась к женщине. Угол для икон карелы называли не «красным», а мужским, главным, большим. Он находился по диагонали от печи. Женский угол обычно располагался между печью и задним углом. Угол у входа называли мусорным, дверным. Четвертый угол – «побочный», «боковой», использовался для разных целей. В бабьем углу стояли: посуда, печная утварь, светец, умывальник-рукомой, столик для приготовления еды, вода в кадке, лавки. В заднем углу были люлька для ребенка, лавки, женские рукоделия, иногда стояли кровати. Мужской угол у фасадной стены был самым светлым, но домашние мужские работы делались и в других местах. В правой мужской половине чинили и сушили сети, вязали лапти и корзины, делали другие необходимые по дому работы.

Печь, размещавшаяся справа или слева от входа в избу, была связана с представлениями о счастливой жизни в доме. Она символизировала домашний очаг, к ней относились как к живому, одушевленному существу. Первую ночь в доме на печной лежанке спали только старик или ребенок, которые должны были увидеть вещий сон. К печи обращались в самые ответственные минуты жизни – при рождении ребенка, сватовстве, похоронах. Обрядовое значение имели остальные детали и части дома: пол, потолок, зона подпола и стола.

Стол являлся центром избы, его ставили у среднего окна с занавеской, во время свадеб подвигали к иконам. Он делил избу на две части, обозначая половины дома – мужскую и женскую. Сакральное, священное отношение к столу сохранялось в избе всегда.

С родным домом карельские крестьяне поддерживали связь всю жизнь. «Деревню просто покинуть, дом родной нелегко вспоминать» - говорит карельская народная поговорка.

«Жениться, что родиться» - часть экспозиции, рассказывающая о бесёдах, предсвадебной и свадебной обрядности. Еще маленькой девочкой будущая невеста начинала готовить приданое: пряла, вышивала, шила…Примерно с 14–15 летнего возраста молодежь начинала ходить на вечеринки, знакомиться, проявлять знаки внимания. Порой ухаживания приводили и к свадьбе, при взаимной симпатии обоих сторон. Насильно, как правило, не женили и замуж не выдавали, поэтому семья всегда получалась крепкой и дружной.

«Вся семья вместе, так и душа на месте» - эта карельская пословица отображает комплекс, посвященный молодой семье: хозяину и хозяйке. Обязанности в большой крестьянской семье четко разделялись на мужские и женские. В Карелии говорили так: «Женщина – это дом, мужчина – это дорога». Хозяйка занималась домом, варила пищу, ухаживала за домашним скотом, шила, стирала, убирала.

Мужчины занимались плотницкими и столярными работами, обрабатывали землю, охотились, ловили рыбу, работали на заготовке и сплаве леса. Их окружали простые вещи, используемые в быту. Но при определенных условиях эти вещи могли обладать и магией. К примеру, для лечения часто использовались предметы повседневного обихода: мутовка, горшок, сети…

Но традиционная семья все же не мыслится без детей: «Изба без детей, что гнездо без птиц». С появлением ребенка в семье связано множество ритуалов, направленных на сохранение здоровья матери и ребенка, защиты их от злых сил. Для младенца применялись обереги, которые можно увидеть в комплексе, посвященном детству. Всему дети учились, играя, да и игрушки зачастую были орудиями труда, такими же, как у взрослых, только маленькими по размеру: прялка, валек, рубель… Дети писали на грифельных досках свои первые слова, по азбуке пытались читать…

Обряды и ритуалы население сохраняло долгие годы, теперь музейные предметы, как память о некоторых из них, можно увидеть на нашей выставке.