Русский English
Нациoнальный музей Республики Карелия ПРИРОДА АРХЕОЛОГИЯ ИСТОРИЯ ФОЛЬКЛОР ЭТНОГРАФИЯ
Педагогам и методистам

Музейным специалистам

Передвижные выставки

Конференции, семинары

Издания

Публикации

Библиотека

Архив музея

Группа музея ВКонтакте Группа музея в Facebook Музей в twitter
Подписаться на новости

Филиал НМРК в Шелтозеро Филиал НМРК Марциальные воды Виртуальная экскурсия по музею Министерство культуры Республики Карелия Государственные услуги Национальный музей Республики Карелия: отзывы путешественников

На главную страницу  > Специалистам > Конференции, семинары > III научно-практическая конференция "Музеи в северном измерении" > Тезисы выступлений > МУЗЕИ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ И СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ > Muster-Lager – музеи промышленных образцов: проекты и создание
Muster-Lager – музеи промышленных образцов: проекты и создание

Елена Васильевна Дианова,
доцент кафедры Отечественной истории, 
Петрозаводский государственный университет
г.Петрозаводск

В XIX в. в России получили распространение музеи истории науки и техники, основой собрания которых были экспонаты промышленных выставок. В 1872 г. был открыт Музей прикладных знаний (Политехнический музей) в Москве. В 1874 г. – Музей прикладных знаний в Санкт-Петербурге. Эти музеи служили образовательным целям, но, по мнению академик И.И. нжула, они могли также принесли если не прямую, то опосредованную пользу для развития промышленности в стране. Русский ученый выражал надежду, что коллекции Политехнического музея будут востребованы представителями «рабочего и промышленного народа», которые «посетивши его собрания, слушая объяснения его богатых коллекций и воскресные чтения, ушли из музея, разумеется, с запасом новых для себя знаний». И это обстоятельство, наверное, «оказывало влияние на качество их труда, возвышало и улучшало самые свойства их занятий». В некоторых случаях посещение музея могло принести непосредственную пользу для промышленности: «Рабочий, ремесленник, промышленник, видя в музее новое орудие по своему родному производству, видя иногда результаты новых приемов его или усовершенствований, получали сильный толчок, стимул к изменению рутинных способов работы, к восприятию более остроумных и практических инструментов и изобретений» [5, с. 2].

В России и Западной Европе в эпоху промышленного переворота были распространены музеи образцов фабричных и кустарных изделий. Музеи промышленных образцов, Muster-lager или Handel-Museum, были созданы в Англии, Бельгии, Германии еще в XIX в. Эти музеи должны были оказывать всестороннее содействие развитию торговли и усовершенствованию мануфактурной фабричной и кустарной промышленности.

Старейший музей или склад промышленных образцов (Muster-lager) был открыт в 1849 г. в Штутгарте в Вюртембергском королевстве и послужил прототипом для других музеев подобного рода. Музей промышленных образцов (Muster-lager) был создан с целью развития промышленности в Вюртембергском королевстве. Его главными задачами были: «распространение технико-промышленных и торговых сведений путем обучения и издания полезных сочинений; выставка и собрание образцовых фабрикатов из чужих стран; поддержка промышленников и рабочих, посылаемых за границу для их образования; посылка сведущих лиц на промышленные выставки»; приобретение образцовых орудий для производства; распространение новых машин и инструментов, полезных для усовершенствования промышленного производства; «поощрение сбыта предметов внутреннего производства через устройство выставок; собрание и выставление особенно выдающихся и пригодных для торговли продуктов туземного производства» [5, с. 4].

Для пополнения коллекций музея по всей Европе на отпускаемые королевством средства закупались все технические новинки и изобретения или же их модели и рисунки, также производились закупки фабричных изделий на промышленных выставках в Лондоне и Париже. В результате в Штутгартском музее были сформированы коллекции лучших образцов промышленных изделий, куда входили предметы роскоши; продукция текстильной промышленности; изделия фабричного и ремесленного производства; виды промышленного сырья и химические вещества (лаки, краски, олифы); ремесленные инструменты и домашняя утварь; рабочие машины; нормальные меры и весы разного рода. Коллекции образцов промышленных изделий позволяли местным ремесленникам и фабрикантам не только знакомиться с техническими новшествами и передовыми для того времени технологиями, но и применять их у себя. Все фабричные и кустарные изделия, машины и двигатели были доступны для обозрения и отпускались каждому промышленнику в его мастерскую бесплатно на испытание с поручительством за сохранность выдаваемой вещи.

В Музее были собраны богатые коллекции образцов шелковых, шерстяных, бумажных тканей с разными рисунками и разного вида ткачества. Мелкие промышленники, не имевшие возможности, следить за изменением моды, могли копировать рисунки тканей и даже отрезать куски от образцов в интересах более быстрого распространения в стране модных тканей. Журналы мод из библиотеки музея были доступны всем посетителям. Для улучшения производства распространялись швейные, кружевные машины. Музей промышленных образцов (Muster-lager) оказал содействие развитию профессионального образования, в стране были основаны ткацкие школы, учительская семинария по ткачеству, женская рукодельная школа, а также передвижные школы, обучавшие всех желающих ткацкому делу и другим ремеслам, спасавшие тем самым от полного уничтожения кустарные промыслы (кружевоплетение, домашнее ткачество, плетение из соломы).

В России созданием музеев образцов кустарных изделий занимались земства и кооперативы. Особого внимания заслуживает история организации и деятельности музея образцов старинных женских рукоделий в селе Сумский Посад Кемского уезда Архангельской губернии. Инициатор создания музея Александр Александрович Каменев был секретарем Поморского отдела Архангельского Общества изучения Русского Севера (АОИРС) и работал одновременно делопроизводителем Сумского кредитного товарищества. А.А. Каменев, краевед и кооператор, «изучая разные стороны местной промышленности», установил, что прежде в районе деятельности Сумского кредитного товарищества среди женского населения в значительной степени был развит кружевной и вышивальный промысел. В селе Сумский Посад, деревнях Колежемской, Лапинской и Сорокской волостей Кемского уезда им было занято почти 80% поморских женщин. Не выдержав конкуренции с фабричными изделиями, данный промысел стал быстро приходить в упадок. А.А. Каменев с целью поднятия местных промыслов предложил создать в Сумском Посаде музей образцов женских рукоделий, который смог бы собрать уникальные произведения золотошвейной вышивки и поморского кружевоплетения, и тем самым сберечь данные промыслы от полного исчезновения [1, с. 55].

Для организации музея образцов нужны были денежные средства. Для их получения А.А. Каменев 17 июля 1913 г. обратился в Отдел сельской экономии и сельскохозяйственной статистики Главного Управления землеустройства и земледелия. Он ходатайствовал об отпуске единовременного пособия в 600 руб. на устройство в Сумском Посаде музея образцов местных женских рукоделий, а также ежегодного пособия в 300 руб. на содержание музея и мастерицы при нем. Отдел сельской экономии и сельскохозяйственной статистики выделил требуемую сумму, отнеся расходы по смете отдела на пособия земствам, кустарным комитетам, обществам и отдельным лицам на устройство и содержание складов мастерских, музеев и выставок.

Деньги были получены, и летом 1914 г. в Сумском Посаде был открыт музей старинных женских рукоделий, который вызвал «значительный интерес местного населения». Как гласит составленный 18 августа 1914 г. отчет Поморского отдела АОИРС об израсходовании средств, отпущенных на устройство музея образцов женских рукоделий, в Сумском Посаде было нанято помещение, приобретены столы, стулья, витрины, найдена мастерица. У местных жителей были куплены редкие кружева и образцы вышивки (шитые в пялах и вязаные иглой полоски, вышитые полотенца), были приобретены дрова и керосин, учтены расходы на мытье полов.

Также было разработано и принято Положение о музее образцов местных женских рукоделий Поморского отдела АОИРС в Сумском Посаде Кемского уезда Архангельской губернии. Согласно Положению, музей ставил своей целью «знакомить с состоянием поморского женского рукоделия и содействовать поднятию и улучшению оного в художественном и качественном отношении снабжением местных кустарниц лучшими образцами вышивок и кружев, главным образом старого местного рисунка». В 1915 и 1916 гг. музей получал пособия на содержание в размере 300 руб. от Главного Управления землеустройства и земледелия [1, с. 56].

Правление Сумского кредитного товарищества не ограничилось созданием музея и наметило ряд мер для поддержания и развития женских промыслов. Речь шла об объединении мастериц в кустарную артель для снабжения их материалами и инструментом на кооперативных началах, для совместного, более выгодного сбыта готовой продукции. 16 февраля 1915 г. Сумское кредитное товарищество обратилось в Главное Управление землеустройства и земледелия с просьбой о назначении пособия в размере 900 руб. на «проведение мероприятий по улучшению кустарного производства в районе деятельности товарищества». Через два месяца 16 апреля 1915 г. Отдел сельской экономии и сельскохозяйственной статистики согласился выдать Сумскому кредитному товариществу на его мероприятия по улучшению местного кружевного и вышивального промысла требуемую сумму, поскольку оно для восстановления оригинальных промыслов наметило ряд мероприятий по образованию кустарных артелей, снабжению их материалами и оказанию технической помощи. Кроме того, Сумское кредитное товарищество в районе своей деятельности в Сумском Посаде с прилегающими к нему волостями «среди прочих задач стремится к поднятию материального благосостояния местного населения». Данную сумму 900 руб. товарищество получило в 1915 г. из Кемского казначейства по ассигновке Архангельского управления земледелия и государственных имуществ [2, л. 10, 12].

Для сумских кооператоров музей должен был стать не только местом хранения старинных кружевных и вышитых изделий, но и учебным центром волости по возрождению традиционных ремесел. Для сохранения и развития традиционных женских промыслов при музее предполагалось «организовать постоянные курсы под руководством мастерицы, знакомой с помянутыми промыслами». В 1916 г. Сумское кредитное товарищество вновь обратилось в Отдел сельской экономии и сельскохозяйственной статистики с просьбой о предоставлении средств на организацию при музее поморских курсов по рукоделию, но его ходатайство о выделении пособия на курсы вследствие сокращения кредитов по случаю военных действий было «отложено до благоприятного времени». Курсы вышивальщиц и кружевниц при музее старинных женских рукоделий в Сумском Посаде были организованы на средства АОИРС, кооперации и добровольных пожертвований [2, л. 68]. Кустарный музей в Сумском Посаде действовал вплоть до начала гражданской войны и иностранной военной интервенции. В июле 1918 г. организатор музея, кооператор и краевед А.А. Каменев как руководитель Кемского уездного Совета был расстрелян интервентами.

В 1919 г. у кооперативных работников Вологодской губернии в возникла идея создать музей народного творчества, который мог стать центром развития кустарных промыслов и ремесел. Образцы кустарных изделий вологодских кружевниц, собранные в музейных коллекциях, могли служить наглядными пособиями при проведении кружевных курсов. Обычно каждая мастерица, плетя кружево, придумывала свой узор, причем ни одно изделие не походило по рисунку на другое. А рынок требовал не единичных экземпляров, а целые партии товара одного и того же рисунка и качества. При этом узоры кружев должны были быть местные, а не скопированные с фабричных или заграничных изделий. Вот тут-то музей и должен был «выбрать самобытный вологодский орнамент, может быть, даже улучшить рисунок и очистить его от всего наносного, подобрать ассортимент изделий, и передать организации, занимающейся сбытом кружева» [3, 7].

Идея создания музея народного творчества в Вологде нашла поддержку со стороны кооперативных организаций, которые могли придти на помощь музею «не только своими средствами, но и, что еще ценнее, своим знанием населения, отысканием в его среде художественных ценностей, будет ли это старинная одежда, вышивки, кружево, резные изделия». Для пополнения музейного собрания кустарных изделий кружевное отделение Союза кооперативных союзов северного края приобрело коллекцию известного коллекционера К.Д. Далматова. В этой коллекции находились образцы кружева, вышивки и ткачества Архангельской, Вологодской, Костромской, Олонецкой, Рязанской, Смоленской, Черниговской, Ярославской губернии. На средства кооперации проводились экспедиции и поездки по Вологодской губернии с целью приобретения старинных кружевных изделий. На основе собранных экспонатов к 1 января 1921 г. предполагалось открыть вологодский музей кружевного промысла, устраивать передвижные выставки кружевных изделий [4, 16–17]. К сожалению, в то время музей образцов кружевных изделий открыть не удалось. Музей вологодского кружева в Вологде был открыт только в ноябре 2010 г.

Таким образом, музеи промышленных образцов, как в Западной Европе, так и в России оказывали влияние на развитие промышленности, способствовали сохранению традиционных народных промыслов и ремесел.

ЛИТЕРАТУРА
1. Дианова Е.В. Краеведческие музеи и кооперация Европейского Севера: опыт сотрудничества (первая четверть ХХ в.) // Вопросы музеологии. 2015. № 1 (11). С. 55–64.
2. Российский Государственный исторический архив. Ф. 395. Оп. 2. Д. 2785.
3. Северное хозяйство. 1920. № 37–38.
4. Северный хозяин. 1919. № 11.
5. Янжул И.И. Музеи промышленных образцов (Muster-lager), их организация и значение. СПб., 1888.

 

версия для печати
Контакты
185035, Республика Карелия, г.Петрозаводск, пл.Ленина, 1
e-mail: nmrk_karelia@mail.ru
Тел.: (8142) 55 96 20
Создание сайта:  WebLab
Культура.рф  Музеи России 
Яндекс.Метрика
©  Национальный музей Республики Карелия
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.