Русский English
Нациoнальный музей Республики Карелия ПРИРОДА АРХЕОЛОГИЯ ИСТОРИЯ ФОЛЬКЛОР ЭТНОГРАФИЯ
Педагогам и методистам

Музейным специалистам

Передвижные выставки

Конференции, семинары

Издания

Публикации

Библиотека

Архив музея

Группа музея ВКонтакте Группа музея в Facebook Музей в twitter
Подписаться на новости

Филиал НМРК в Шелтозеро Филиал НМРК Марциальные воды Виртуальная экскурсия по музею Министерство культуры Республики Карелия Государственные услуги Национальный музей Республики Карелия: отзывы путешественников

На главную страницу  > Специалистам > Конференции, семинары > III научно-практическая конференция "Музеи в северном измерении" > Тезисы выступлений > МУЗЕИ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ И СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ > Дом-музей Г.В.Чичерина: «сортавальская» тема в материалах личного фонда С.Н. Чичериной
Дом-музей Г.В.Чичерина: «сортавальская» тема в материалах личного фонда С.Н. Чичериной

Оксана Николаевна Анохина ,
заведующий отделом научно-просветительной работы
Дома-музея Г.В. Чичерина,
г. Тамбов

Дом-музей Г.В.Чичерина открыт в г. Тамбове в 1987 г. Это бывший барский дом дворянской городской усадьбы, где прошли детские годы Г.В. Чичерина, известного отечественного дипломата, Народного комиссара по иностранным делам РСФСР и СССР в 1918–1930 гг., историка, публициста, музыканта и музыковеда. В этом доме в 70–80 гг. XIX в. бывал его дядя, учёный и общественный деятель Б.Н. Чичерин. Фонды Дома-музея Г.В. Чичерина насчитывают около 4,5 тыс. единиц хранения [2].

В 1995 г. музей получил в дар от Георгия Николаевича Николаева (Москва) большую мемориальную коллекцию, включающую архив и личные вещи его матери – племянницы Г.В. Чичерина, композитора Софьи Николаевны Чичериной (1904–1983). В последующие годы коллекция неоднократно пополнялась как им самим, так и его дочерью Е.Г. Богдановой [1]. В настоящее время в фонде С.Н. Чичериной насчитывается 422 ед. хр., переданные её потомками.

Предметы этого фонда изучаются как сотрудниками Дома-музея Г.В.Чичерина, так и тамбовскими учёными. В 2008 г. совместный исследовательский проект лаборатории «Информационные ресурсы краеведения» кафедры библиотечно-информационной деятельности академии искусств, сервиса и рекламы Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина и Дома-музея Г.В. Чичерина завершился изданием библиографической монографии о композиторе [3].

Значительную часть мемориальной коллекции, переданной Г.Н. Николаевым, составляют предметы и документы, связанные с пребыванием Софьи Николаевны в Доме творчества композиторов в г. Сортавала (Карелия) в конце 1940-х – 1970-е гг.

Георгий Николаевич во вступительной статье «Слово о матери» к биобиблиографии отмечает, что особенно был благодарен Софье Николаевне «за то, что начиная с 1947 г., во время летних каникул, она брала меня с собой в Дома творчества композиторов. Особенно запомнились мне поездки в Ольгино под Ленинградом, г. Сортавала на Ладожском озере, на о. Валаам. В 1977 г. я был там последний раз вместе с Софьей Николаевной и своей семьёй (женой Еленой Петровной и дочерью Екатериной, студенткой Московского государственного института международных отношений). Путешествия с мамой запечатлены на множестве фотографий, ныне хранящихся в моём семейном архиве и Доме-музее Г.В. Чичерина (Тамбов)» [3, с. 12].

На сегодняшний день «сортавальская» часть коллекции Г.Н.Николаева включает 53 ед. хр. и 88 фотографий в альбоме. Среди них следует выделить рукописные ноты цикла романсов «Лирика» (op. 12) на слова Н. Заболоцкого «Какая ранняя и звонкая зима», М. Дудина «Печаль, она приходит после» и «А знаешь, ты была права», написанные, как указано на титульном листе, в 1949 г. в г. Сортавала (ОФ. № 1111). В Доме творчества композиторов на Ладожском озере Софья Николаевна создала немало музыкальных произведений, ей очень нравилась эта «творческая лаборатория».

В Доме-музее Г.В.Чичерина хранятся три сортавальские газеты «Красное знамя» за 29 июля, 9 сентября 1951 г. и 16 июля 1960 г. со статьями и заметками С.Н. Чичериной. В статье «В Доме композиторов» она обращает внимание читателей на то, что «не только отдыхать, а, главным образом, работать приезжают сюда композиторы и музыковеды из Москвы, Ленинграда, Петрозаводска, Ташкента, Белоруссии, Эстонии, Латвии…» и отмечает, что «очень удобными для работы являются разбросанные на территории Дома отдыха маленькие домики, шутливо прозванные «творилками». Там в уединении за роялем легко и спокойно работать. Периодически по вечерам в гостиной «большого дома» устраиваются концерты, где композиторы в дружеской обстановке выступают со своими произведениями» [4]. В сезон творческой работы 1951 г. Софья Николаевна написала здесь «скерцо для симфонического оркестра, ряд романсов, песню для ансамбля БелВО» и работала над симфонической сюитой «Родина».

Темы двух других заметок, опубликованных Чичериной в газетах «Красное знамя», отражают основные черты её личности. Как говорили в советское время, она была «человеком с активной жизненной позицией». Творчество композитора отличают публицистичность, злободневность тематики, интерес к внутреннему миру человека – творца и участника исторических событий, его будням [3, с. 20]. На продовольственную проблему обращает внимание властей Софья Николаевна в заметке «Почему нет в продаже свежей рыбы?». Отсутствие свежей рыбы в городе, расположенном на берегу огромного озера и имеющим свой рыбзавод, Чичерина называет «очень странным» и резюмирует: «богатейшие возможности снабжения трудящихся Сортавалы и района свежей рыбой надо использовать» [5].

Ещё одна особенность характера Софьи Чичериной ярко раскрывается в «сортавальских» документах. Её сын вспоминает: «Она очень любила природу, регулярно подкармливала в Доме творчества композиторов (г. Сортавала) кошек и собак, даже в своё отсутствие посылала деньги на их содержание…» [3, с. 14]. Природа обращала на себя внимание и волновала композитора все годы пребывания Чичериной в Доме творчества. В 1951 г. красоты сортавальских окрестностей Софья Николаевна описывает в статье «В Доме композиторов», а в 1960 г. в заметке «Встреча с хищником» рассказывает, как четверо её коллег во время прогулки в окрестностях Дома творчества, по направлению к пос. Харлу, увидели спокойно лежащую на скале у дороги рысь [6].

В личном фонде С.Н. Чичериной хранятся фотографии, сделанные во время отдыха композитора в Карелии: портрет Софьи Николаевны за работой с её автографом на обороте: «Сортавала. 1964 г. Дача» (ОФ. № 871) и фотоальбом с фотографиями 50–70-х гг. ХХ в. (ОФ. № 1167). На фото изображены С.Н. Чичерина за фортепиано, с работниками Дома творчества композиторов, животными, а также виды г. Сортавала, его окрестностей, о-ва Валаам.

В настоящее время в состоянии атрибуции находится переписка Софьи Николаевны с музыкантами и композиторами, отдыхавшими в Доме творчества, и его сотрудниками. Всего в «сортавальском» архиве 48 писем, записок, отношений, включая пять простых маркированных почтовых карточек для открытых почтовых отправлений, одну художественную открытку и два художественных маркированных почтовых конверта с иллюстрациями «Карелия. Озеро Выг» (худож. В.А. Семёнов) и «Петрозаводск. Проспект Карла Маркса» (худож. Н.Е. Круглов) издания 1961 г. По времени корреспонденция охватывает период 1953–1975 гг.

Основная тема почти всех писем – жизнь и содержание животных в Доме композиторов после отъезда С.Н. Чичериной. В связи с этим обращают на себя внимание письма Софье Николаевне от коллег, прежде всего две почтовые карточки с написанными самой Чичериной её ленинградским и Дома творчества в г. Иваново адресами. Вероятно, она оставляла уже подготовленные к отправке карточки сотрудникам сортавальского дома отдыха, и им оставалось написать короткое сообщение.

Именно такие письма получила С.Н. Чичерина от Н. Бронниковой (2 авг. 1953 г.) и, предположительно, композитора В.Н. Салманова (9 авг. 1958 г.). Вероятно, Н.Д. Бронникова – пианистка, супруга К.И. Элиасберга, дирижёра Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 г. Под редакцией В.Н. Салманова в 1949 и 1957 гг. вышли три сочинения Чичериной.

С Софьей Николаевной этих людей объединяли не только творческая работа, но и любовь к природе, в частности, к животным. Обсудив в начале писем организацию исполнения произведений Чичериной, её корреспонденты далее с теплотой пишут о жизни оставшихся в Доме композиторов собак, кошек и об улетевших ласточках.

Кто-то из коллег даже написал Софье Николаевне шутливую записку от имени её «подопечной» – собаки Бобишки, а фотограф А. Бартэн, передавая Чичериной образец своей работы, отметил красоту природы.

Большинство писем, до конца жизни композитора хранившихся в её домашнем архиве, было написано работниками Дома творчества композиторов в г. Сортавале. Это 2 письма А.М. Ермоловича (16 сент., 16 окт. 1957 г.); 7 писем А.И. Тестова (14 нояб. 1968 г., 13 янв., окт., 20 нояб. 1969 г., 5 нояб. 1970 г., 5 нояб. 1973 г., 2 марта 1975 г.); письмо его жены Марии Яковлевны (11 окт. без указания года); 20 писем Ольги Устиновны и Маши (4, 6, 26 окт. 1961 г., 7, 24 февр., 17 марта, 21 апр. 1962 г., 3 нояб. 1963 г., 19 янв., 10 марта, 19 апр. 1964 г., 1 окт. без указания года, 8 писем без указания даты); письмо Наталии Афанасьевны (8 июня 1965 г.); 2 письма Ольги без указания даты; 2 письма неустановленного лица (не позднее 1955 г., 14 окт. 1956 г.).

Корреспонденты сообщают С.Н. Чичериной, прежде всего, о жизни животных, её питомцев, и получении денег на их содержание («дотаций»). Между строк сотрудники дома отдыха пишут о своих бедах и радостях, жизни общих знакомых, работе по благоустройству Дома творчества, обращаются к композитору с просьбами и благодарят за помощь в решении как личных, так и коллективных (организация автолавки, например) проблем, поздравляют с праздниками. Таким образом, в письмах отразилась жизнь Дома композиторов г. Сортавала той эпохи и их можно считать его летописью.

В архиве С.Н. Чичериной есть несколько тёплых писем-воспоминаний о сортавальских днях от её знакомых Н. Груздевой (29 янв., 6 дек. 1965 г.), Руфины Константиновны (28 авг. 1972 г.), письмо мальчика Саши, обстоятельно описывающего жизнь и свой отдых в Доме композиторов. Музыковед К.Д. Лордкипанидзе просит Софью Николаевну написать о «Д/о в Сортавале, каков он и принимает ли работников из других союзов […] и сколько стоит путёвка?» (27 апр. 1973 г.).

В связи с этим представляют интерес два официальных документа: машинописная копия обращения в секретариат ССК СССР композиторов и музыковедов о «будущем существовании» Дома композиторов в г. Сортавала [1951 г.] и отрицательный ответ заместителя директора Музфонда СССР Б.Родовского на заявление С.Н. Чичериной о нежелательности повышения цен «в пансионат ДТК “Сортавала”» (25 февр. 1974 г.).

После атрибуции и детального изучения материалы «сортавальской» коллекции могут дополнить ныне действующие выставки и использоваться при создании новых экспозиций о жизни и деятельности композитора С.Н. Чичериной.

ЛИТЕРАТУРА
1. Акты №№ 2 от 29 марта, 6 от 24 дек. 1996 г., 4 – 6 от 27 нояб. 2001 г., 2 от 19 дек. 2002 г., 3 от 7 окт. 2003 г., 5 от 10 авг. 2004 г., 1 от 10 ноября 2004 г., 2 от 28 июля 2005 г., 2 от 10 нояб. 2006 г., 12 от 23 нояб. 2007 г., 5 от 14 июня 2014 г., 14 от 12 дек. 2015 г.
2. Дом-музей Г.В. Чичерина / авт.-сост. О.Н. Анохина; отв. ред. М.И. Вержевикина. Тамбов, 2014. 16 с.
3. Софья Николаевна Чичерина: биобиблиография / авт.-сост.: А.А. Соболева, О.Н. Анохина. Тамбов, 2008. 195 с.
4. Чичерина С. В доме композиторов // Красное знамя [г. Сортавала Карел. АССР]. 1951. 9 сент. С. 2.
5. Чичерина С. Почему нет в продаже свежей рыбы // Красное знамя [г. Сортавала Карел. АССР]. 1951. 29 июля. С. 2.
6. Чичерина С. Встреча с хищником // Красное знамя [г. Сортавала Карел. АССР]. 1960. 16 июля. С. 4.

 

версия для печати
Контакты
185035, Республика Карелия, г.Петрозаводск, пл.Ленина, 1
e-mail: nmrk_karelia@mail.ru
Тел.: (8142) 55 96 20
Создание сайта:  WebLab
Культура.рф  Музеи России 
Яндекс.Метрика
©  Национальный музей Республики Карелия
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.