Выставка одного предмета. «Форма для печатного пряника»

К 145-летию Национального музея Республики Карелия

Доска пряничная Форма для печатного пряника

1680-е гг.  Дерево.  Резьба.

Один из первых экспонатов Олонецкого естественно-промышленного и историко-этнографического музея, основанного в 1871 г. и открытого для публики в 1873 г.

Пряничная доска принадлежала крестьянской семье Потаповых из дер. Березовка Даниловской волости Повенецкого уезда Олонецкой губернии.
Использовалась старообрядцами Даниловского скита Выго-Лексинского общежительства для изготовления пряников.

Резьба пряничных досок на Руси получила свое развитие в XVII веке, когда из дальних стран стали привозить пряности, необходимые для пряничного теста. В XVII-XIX веках пряничное дело было распространенным народным промыслом. Сложность изготовления досок и для фигурных пряников, напоминавших по форме глиняную игрушку, и для больших почетных, или подносных, пряников весом 2-5 кг, и для маленьких грошевиков, для которых на доске было от 4 до 120 гнезд, заключалась в создании обратного рельефа.

Сами пряники были не только излюбленным лакомством русского крестьянина или горожанина. Они широко использовались в обрядовой и праздничной жизни людей. Их дарили в день именин, подавали на стол во время праздничных трапез. По народным поверьям, пряник обладал магической целительной и привораживающей силой: его использовали при тяжелых болезнях и в случаях, когда хотели привлечь внимание предмета своей любви. В старину в пряники играли, состязаясь в точном их бросании. В Прощеное воскресенье почетные пряники младшие подносили старшим, дети - родителям, подчиненные - начальству. Широко использовали пряники в свадебной обрядности. Специальные пряники-орехи невеста подносила гостям. Разгонные пряники раздавали пирующим в конце свадебного застолья; появление их на столе служило знаком того, что пора откланиваться и уходить. После свадьбы молодые навещали с пряниками родителей невесты; на пряники молодым дарили деньги.